В 1220 году город был завоеван и разрушен войсками Чингисхана. Постепенно возродившаяся жизнь сместилась на юг, старый город пришел в запустение, который позже называют Афрасиаб по имени мифического  царя Турана из поэмы Фирдоуси «Шахнаме».

Археологические раскопки начались на территории Афрасиаба в конце 19-го века, которые продолжаются и по сей день. Археологические вскрытия показали, что это был город с разветвленной канализационной и водопроводной системами, общественными банями, богатыми дворцами и жилыми домами. Отдельные кварталы занимали мастерские ремесленников.

Музей Афрасиаб

В 1965 году командой археологов был открыт целый дворцовый комплекс, находящийся всего в нескольких сотнях метров от Археологического музея Афрасиаб. Уникальной находкой являются обнаруженные фрески, относящиеся примерно к 7-му веку. Фрески украшали четыре стены квадратного помещения, размером 11 Х 11 метров. Скорее всего, это был дворец или же резиденция самого царя, которая состояла из 30 комнат, имеющая два этажа. Эти росписи иллюстрируют нам жизнь, культуру и процветание древней Согдианы (Согда). На них показаны различные аспекты деятельности согдийского царя Вархумана, такие как:

– прием зарубежных послов, принятых царем Вархуманом

– свадебный или поминальный процесс (здесь мнения расходятся)

– сцена из жизни цивилизации Китая (свидетельствующая о возможном союзе с Китаем)

–  сцена, изображающая либо Индию, либо рай зороастрийцев

Фрески в том виде, что они дошли до нас имели преднамеренные повреждения. Считается, что это могло произойти, когда пришел конец власти Вархумана, или же его наследника.

Сегодня фрески находятся в археологическом музее Афрасиаб, который располагается на территории древнего городища Афрасиаб. В музее также содержится коллекция археологических предметов, найденных во время раскопок на территории этого городища, т.е. предметы, относящиеся к периоду с 8 в. до н.э до 1220 года.

Городище Афрасиаб
Музей Афрасиаб

Сегодня на городище Афрасиаб никто не проживает, но на его территории сохранились архитектурные памятники, такие как комплекс Шахи-Зинда, мавзолей пророка Даниила, уже более поздняя постройка мечеть Хазрат-Хизр, недалеко от которой был похоронен первый президент Узбекистана.

Скорее всего, очень много тайн хранят развалины Афрасиаба, которые возможно в будущем откроют нам более подробные исторические факты.


Архитектурные памятники самарканда

Есть вопрос или нужна консультация?

Заполните короткую форму обратной связи и мы свяжемся с вами в ближайшее время!

The fortified settlement of Afrasiab

In 1220 the town was conquered and destroyed by the troops of Genghis Khan. Gradually the revived life shifted to the south. The old town fell into disrepair, which was later called Afrasiab after the mythical king of Turan from the poem “Shahname” by Firdawsi.

Archaeological excavations began on the territory of Afrasiab at the end of the 19th century, which are still going on today. Archaeological excavations have shown that it was a city with extensive sewage and water supply systems, public baths, rich palaces and dwellings. Craftsmen’s workshops occupied individual quarters.

Afrasiab Museum

In 1965 a team of archaeologists discovered an entire palace complex just a few hundred metres from the Afrasiab Archaeological Museum. A unique revelation is the discovery of frescoes dating back to the 7th century. The frescoes decorated the four walls of an 11 X 11 meters square room. Most likely, this was a palace or a residence of the king himself, which had 30 rooms and two floors. These murals illustrate ancient Sogdiana’s* life, culture, and prosperity (an empire that existed in Central Asia). They show various aspects of Sogdian King Warhuman’s, such as: 

– The reception of foreign ambassadors received by King Warhuman

– A wedding or memorial ceremony (opinions differ what it was)

– A scene from the civilization of China (indicating a possible alliance with China)

– A scene depicting either India or a Zoroastrian paradise

Afrasiab wall painting. Samarkand
Afrasiab paintings. South wall

*Sogdiana – an ancient historical region of Central Asia. Currently, Uzbekistan, Tajikistan, South Kazakhstan and Kyrgyzstan exist on the former territory of Sogdiana. The centre of Sogdiana was Samarkand city

The frescoes as they have come down to us have had deliberate damage. It is thought that it might happen when the power of Warhuman, or his successor, came to an end.

Today the frescoes are in the Afrasiab Archaeological Museum, located at the ancient site of Afrasiab. The museum also contains a collection of archaeological objects found during excavations on the site, i.e. items dating from the 8th century BC to 1220.

Afrasiab museum, Samarkand - Adras Travel
Afrasiab Museum

No one lives on the site of the ancient settlement of Afrasiab today. Still, there are architectural monuments on the territory of Afrasiab, such as the Shakhi-Zinda complex, the mausoleum of Prophet Daniel and the later Khazrat-Khizr mosque, close to which the first president of Uzbekistan was buried.

The ruins of Afrasiab likely hold many secrets, which may reveal more detailed historical facts in the future.


Architctural Monuments of Samarkand

Do you have questions or need a personal consultation?

Use our contact form and we will get in touch with you as soon as possible.